понедельник, 30 марта 2015 г.

Программа развития

Актуальность разработки  программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.
Программа развития   ДОУ    на 2014-2018 гг. является управленческим документом.
Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ
3. Развитие воспитательского  потенциала.
4. Здоровье дошкольников.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Необходимость   введения  данной программы  обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая  часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 53 % - хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.
Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в обновленной Программе так как  дети  должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
Исходя из выше сказанного, Программа развитие включает 3 целевые программы:  «Здоровье», «Управление качеством дошкольного образования», «Духовно-нравственное воспитание», которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.
Таким образом, период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.
Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
 Необходимость разработки программы развития   ДОУ на период 2014 -2018 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
  • расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду
  • разработка и внедрение новых педагогических технологий
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ
  • духовно нравственное воспитание детей
            Актуальность создания  данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
            Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  которые желают  поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.

Таким образом, проблему, стоящую перед  ДОУ   можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.

Цели и задачи программы развития  ДОУ  
 Целью программы развития  ДОУ   на период до 2018 года является:
  • Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
 Основными задачами развития выступают:
  1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
  • новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей),
  • новых образовательных технологии (проективная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.),
  • организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ   
  • обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии  в образовательный и управленческий процесс
  •  
     2.Создание условий для эффективного участия всех   заинтересованных субъектов в управлении качеством     образовательного процесса и здоровьесбережения детей
    3.Создание системы консультирования и сопровождения     родителей по вопросам:
  • образования и развития детей ;
  • подготовки детей к школьному обучению;
  • психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы;
  • пополнение банка компьютерных обучающих и коррекционно-развивающих программ, методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
  • внедрение маркетингово – финансовой деятельности, позволяющей привлечь дополнительное финансирование к образовательному процессу.
     4.Совершенствование стратегии и тактики построения      развивающей среды детского сада, учитывающей принцип           динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
     5.Укрепление материально – технической базы  ДОУ:
  • Введение дополнительного  образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.
     6.Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения        компетентности родителей по вопросам взаимодействия с  детским садом.
 При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
  • Обеспечение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования). Готовности работать с детьми – инвалидами, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи
  • Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса.
  • Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса.
  • Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий.
  • Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность.
Расширение связей с учреждениями-партнерами.

Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования
- обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ
- каждой семье будет предоставлена  консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля  в воспитательно – образовательной программе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития
- качество сформированности ключевых компетенций детей  будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе
- система дополнительного образования доступна и качественна
 2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий
- поддержка инновационной деятельности
3. Для  ДОУ  
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников
- органы государственного и общественного самоуправления    учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств
- развитие сотрудничества с другими социальными системами
- налажены связи с научно – методическими объединениями
- будут обновляться и развиваться материально – технические и медико – социальные условия пребывания детей в учреждении
Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ  более социальноориентированным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий